Главная Статьи Работа со звуком Soundforge - изучаем аудио редактор
Soundforge - изучаем аудио редактор
27.02.2009 13:53

SoundForge оснащен весьма удобным интерфейсом, множеством функций и является достаточно мощным инструментом для редактирования музыки различных форматов (помимо стандартных mp3, wav и ogg форматов поддерживаются и узкоспециализированные oma, flac, а также форматы компании Sony – mxf, w64 и некоторые другие ). До выхода версии 9.0 существовала проблема поддержки плагинов формата VST, но в новой версии таковая поддержка имеется.
В целом SoundForge - более чем достойный продукт, и часто служит основным редактором для звуковых файлов, как для любителей, так и для профессионалов.

{mosloadposition debug}

Моя задача на сегодня состоит в том, чтобы обучить вас основным приемам работы с данным звуковым редактором.
Открыв программу, начинающий пользователь частенько оказывается в ступоре: пустое серое окно и лишь 5 доступных кнопок на панели инструментов. Это, прежде всего 3 самые важные на данный момент кнопки:

• New (создать), после нажатия этой кнопки появляется новое окно с названием Sound 1. В которое можно с помощью меню, вызываемого правой кнопкой мыши, можно вставлять какие-либо фрагменты и применять к данному файлу эффекты.
• С помощью кнопки Open (открыть) вы можете открыть какой либо файл для редактирования.
• Кнопка Record (запись) применяется для записи фрагмента при помощи какого-либо внешнего устройства (например, микрофона, MIDI-синтезатора и т.д.). При ее нажатии появляется диалоговое окно Record, при помощи которого ведется запись. Для самого простого типа записи в этом окне необходимо нажать кнопку record.
• Кнопку Publish(Опубликовать) можете забыть сразу и навсегда, она позволяет опубликовать свое произведение на сервере компании Sony.
• Кнопка Loop Playback отвечает за непрерывное воспроизведение того файла (или фрагмента файла) который в данный момент загружен. Когда эта кнопка нажата и выделен какой-либо музыкальный фрагмент, вы нажимаете кнопку Play. Фрагмент проигрывается.
В обычном режиме(кнопка не нажата) после того как фрагмент проигран программа нажимает кнопку Stop, при нажатой же кнопке фрагмент проигрывается снова бесконечное число раз.

Давайте рассмотрим простой пример: вы захотели красивую мелодию на звонок сотового телефона. Денег нет, друзья не умеют. Вывод: нужно сделать ее самому. Все не так сложно как все думают. Для начала мы открываем файл с полной версией песни (естественно она должна быть с разрешением, поддерживаемым программой). Выглядеть это будет так:

0.jpg

Новое окошко будет называться в соответствии с названием файла, который был открыт. Посередине окошка – есть волновое представление звука. Верхняя волна отвечает за левую колонку (канал), нижняя за правую (естественно если музыка записана в формате Stereo, если же музыка монофоническая то канал будет всего один). Можно редактировать каждый канал по отдельности для этого выделяется верхний или нижний канал. Чтобы редактировать оба канала вместе необходимо все действия с волновыми формами проводить между каналами(таким образом будут выделяться оба канала). Выделяется фрагмент песни просто: с помощью левой клавиши мыши – нажимаем левую клавишу мыши в начале фрагмента и, не отпуская ее, тянем к желаемому окончанию выделения. При этом в левом нижнем углу будут изменяться значения времени в трех окошках. Первое из них отмечает начало выделенного фрагмента, второе окошко – окончание выделенного фрагмента, а третье – промежуток времени между началом и концом фрагмента.

Слева и справа от ползунка передвижения по фрагменту находятся клавиши «+» и «-». Те две клавиши, которые находятся слева раздвигают и сдвигают волновую форму по вертикали. Клавиши, расположенные справа – по горизонтали. Они требуются для более детального изучения волновой формы, например, чтобы найти слишком тихие фрагменты и увеличить их громкость. Этими клавишами мы будем пользоваться в процессе создания мелодии для нашего телефона.
Для перемотки используется верхний ползунок, находящийся правее кнопок воспроизведения и остановки. Нижний используется для изменения скорости проигрывания файла (смещенный в крайнее правое положение нижний ползунок дает 4-х кратное убыстрение проигрывания после нажатия кнопки Play)

Итак, теперь мы знаем все, для того чтобы начать. Перво-наперво прослушаем мелодию до конца и приметим, где бы ее лучше всего обрезать. Для мелодии на сотовый я считаю целесообразным использование мелодии длинной 20-25 секунд: и места занимает не так много и никаких проигрышей и тому подобных ненужных вещей, которые есть в полной версии песни. Нам нужен самый яркий момент песни. Выделяем его.
Чтобы каждый раз не нажимать мышкой клавиши Стоп и Play можно использовать пробел. Сейчас мы имеем выделенный фрагмент песни и если нажать Play при выделенном фрагменте, то проиграется именно данный фрагмент (а не вся песня как обычно). Прослушаем фрагмент. Если вы что-то выделили не полностью, то над шкалой времени есть 2 желтых маркера обозначающих начало и конец выделения, чтобы не выделять весь фрагмент заново нужно просто передвинуть один из этих маркеров, чтобы сместить зону выделения. Нажимаем правую клавишу мыши на выделении. У нас появляется следующее текстовое меню:

1.jpg

Тестовое меню состоит из следующих команд:

• Zoom Selection – увеличить выделенное. Растягивает выделенный фрагмент во всю ширину окна.
• Zoom – Масштабировать. Применяется ко всему файлу. Далее следует выпадающее меню в котором вы можете увеличить до максимума волновую форму, уменьшить до ширины окна и другие команды.
• Cut – вырезать. Совершенно обычная команда. Вы можете вырезать фрагмент и вставить его в другое окно.
• Copy – копировать. То же самое что и предыдущая операция, только она копирует фрагмент, а не вырезает его из файла.
• Overwrite – переписать. Заменяет выделенный фрагмент на тот, который в данный момент находится в буфере обмена.
• Trim/Crop – команда обратно противоположная команде Delete. Удаляет не выделенный фрагмент, а все кроме выделенного фрагмента.
• Volume Envelope – команда позволяющая играть с уровнем звука, т.е. в некоторых местах повысить его, а в некоторых понизить.
• Pan Envelope – Распределение звука по каналам (левый - правый)
• Cursor – далее следует выпадающее меню действий с курсором проигрыша мелодии(вертикальная черта на волновой форме): послать в начало, конец и т.д.
• Selection – выделение. Также выпадающий список: привязать к временной шкале, к нулю и т.д.
Мы выделили фрагмент, который нам необходим. Остальное нам не нужно, поэтому спокойно применяем к выделению команду Trim.
Перед этим вы должны быть точно уверены, что выделили все, что вам нужно. Останется одно выделение.

2.jpg

Прослушиваем оставшийся фрагмент. Если вы что-то не выделили, можно возвратиться назад нажатием клавиш Ctrl+Z.
Основа мелодии у нас готова. Теперь нам нужно сделать ее хорошо звучащей. Бывает такое, что мелодии не хватает на звонок, и она повторяется. Звучит в большинстве случаев это просто ужасно. Но есть маленькая хитрость, чтобы сделать переход более привлекательным. Для этого воспользуемся эффектом Volume Envelope и сделаем звук затихающим в конце произведения.
Выделяем фрагмент и с помощью все того же контекстного меню выбираем команду Volume Envelope. Появилось меню, да и на волновой форме появилась какая-то синяя полоска

3.jpg

Окошко требуется для совмещения различных эффектов и называется Plug-in Chainer. Синяя полоска на волновой форме это кривая громкости. Когда она по середине, звук таков, какой он задан в файле. Если вы хотите его увеличить, то кривую нужно поднять вверх, если хотите уменьшить – вниз. В окне Plug-in Chainer будет изменяться значения рядом с ползунком. Они даны в децибелах и обозначают отклонение кривой от нуля. Если вы хотите сделать громче звук в каком то одном месте, нужно кликнуть правой клавишей мыши по кривой громкости и выбрать команду add Point. Эту точку можете перемещать вверх и вниз, изменяя форму кривой. По умолчанию отрезки между точками сглаживаются к синусоиде. Можно изменить это, поэкспериментировав с блоком команд с концовкой Fade в этом же текстовом меню.

Мы хотим сделать затухание звука к концу произведения. Добавляем одну точку и придаем кривой подобный вид

4.jpg

Чтобы прослушать фрагмент до сохранения изменений, в окне Plug-in Chainer находим кнопку Preview, выглядит она так же, как и кнопка Play. При необходимости вносим изменения в кривую громкости.
Наша мелодия готова. Чтобы сохранить ее, используем команду Save As из меню File. Имя файла вы водите по своему желанию. Тип файла для подобных мелодий более удобен MP3 формат. Да, он немного ухудшает звучание, но в то же время занимает очень мало места. В графе Template вы можете выбрать качество записи звука.
У mp3 формата существуют 2 типа записи: CBR и VBR, то есть музыка с постоянным битрейтом и переменным. Более экономно для сотового телефона использовать CBR с битрейтом не превышающим 128 kbps. Если вы редактировали мелодию для каких либо других более качественных проигрывателей, рекомендую выбирать переменный битрейт необходимого вам качества.

Надеюсь после этого небольшого урока вы получили общее представление о программе SoundForge от компании Sony. Желающим осваивать этот программный продукт пожелаю удачи и успехов!

 

 

Специально для проекта Ячайник, Николай Лопин

{mosloadposition cpanel}

{mosloadposition debug}


Похожие новости:
Новые материалы на эту тему:
Также рекомендуем к прочтению:

Обновлено 11.02.2011 17:29
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:


Онлайн казино Лев казино для бесплатной игры.
Игровой автомат aztec gold играть онлайн бесплатно без регистрации с бонусной игрой.